Открыть меню

Растительный мир в жизни человека. О таинствах медицины мира. Часть 1

Растительный мир в жизни человека. О таинствах медицины мира.

Наиболее полные и достоверные сведения об использовании растительных средств в лечебных целях дают медицинские тексты, найденные при археологических изысканиях. Одни из самых древних письменных свидетельств такого рода обнаружены в междуречье Тигра и Евфрата в землях, названных греческим историком Геродотом Месопотамией. Здесь в конце IV — начале III тысячелетия до н.э. существовали города-государства шумеров, а во II и I тысячелетиях до н.э. процветали легендарные Вавилонское и Ассирийское царства. Записи в Месоротамии велись на влажных глиняных табличках клинописью, т.е. концом остро заточенной палочки. Таблички затем обжигались, что и позволило им сохраниться до наших дней. В настоящее время самым древним медицинским текстом считается клинописная табличка, датируемая концом III тысячелетия до н.э., которая была обнаружена при раскопках древнейшего шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада на территории Ирака). В 145 строках таблички даны прописи 15 рецептов, свидетельствующие о том, что основные лекарственные средства были растительного происхождения. Врачеватели Шумера в качестве компонентов припарок и компрессов использовали высушенные и растертые иглы сосны и пихты, молодые побеги ивы и сливового дерева. Применялись также горчица, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги и др. В состав лекарств включались средства минерального и животного происхождения.

Медицинский опыт шумеров переняли и обогатили вавилоняне, которые использовали сотни лекарственных растений, в том числе белену, дурман, льняное семя, корень солодки и многие другие. Значительное число медицинских текстов было собрано в древнейшей библиотеке мира — хранилище рукописей Ассирийского царства, размещенного в его столице Ниневии во дворце правителя Ашшурбанапала (Ассирбанипала) , жившего в VII в. до н.э. В найденных при раскопках табличках описаны некоторые болезни и способы их лечения, а 33 из них полностью посвящены лекарственному сырью.

Широкое распространение фитотерапия получила в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют остатки растений, обнаруженные при раскопках захоронений, многочисленные изображения лекарственных трав и их описание на стенах пирамид и храмов, гробницах и в папирусах. Эти записи оставались «немыми» до 1822 г., когда французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790 — 1832) разгадал тайну египетского иероглифического письма. Из десяти медицинских папирусных свитков, известных в настоящее время, наиболее интересен свиток, относящиися к ХVI в. до н. э. и озаглавленный «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Этот самый большой медицинский свиток, склеенный из 108 листов папируса и достигающий в длину 20,5 м, был обнаружен в 1872 г. в Фивах и в 1875 г. изучен Георгом Эберсом (1837 — 1898). Отсюда его другое название — «Папирус Эберса». В нем приведено 900 рецептов лекарств для лечения различных заболеваний дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, органов пищеварения и других болезней, перечислено несколько сотен лекарственных растений, в том числе лотос, мак, лук, финики, гранат, алоэ, виноград, папирус. В качестве примера можно привести пропись лекарства для «умерщвления червей» (изгнания глистов). «Косточек фиников — 1/8, растения дисарт — 1/8, сладкого пива — 25 частей». Рецепт заканчивается наставлением: «Сварить, смешать, выпить выйдет тотчас».

Египетские врачеватели широко использовали можжевельник, анис, акацию, белену, лен, мяту, подорожник, иву и другие растения. Клещевина, из которой получают касторовое масло, культивировалась еще за 2600 лет до н. э. Касторовое масло в Египте было весьма популярным профилактическнм средством, так как причинои возникновения большинства болезней считалось переедание. Его рекомендовалось принимать как слабительное на третий день каждого месяца. Египтяне не только сами выращивали лекарственные растения, но и использовали растения, привозимые из других стран, для чего иногда снаряжалась специальные экспедиции. Широкое распространение лечение растениями получило не только на Древнем Востоке, но и в странах Восточной Азии. Возникновение научной медицины в Китае относят к 3216 г. до н.э. ПО преданию, в этом году легендарный император Шень-Нун закончил свою работу по медицине под названием «Бен-Цао» («Травник»). В этом труде, к сожалению, не сохранившемся до наших дней и известном по ссылкам в более поздних источниках, император изложил сведения о 230 видах лекарственных и ядовитых растений. Запись велась с помощью прямых и ломаных линий в определенном сочетании, так как письменности в то время в Китае не было. Около 2000 лет назад в китайском медицинском трактате «Чен-Нонг-Бен-Цао-Синг» было зарегистрировано уже 365 лекарств растительного происхождения.

Рекомендуем:  Противопоказания к применению лечебных растений (трав)

В 695 г. китайские ученые под руководством Ли-Ди, переработав имеющиеся книги по лекарственным растениям, написали труд «Синь-Сю-Бен-Цао», фактически создав первую в мире государственную фармакопею, включающую 844 вида растительных лекарств. Но, несомненно, наиболее полной научной работой, в которой был обобщен многовековой опыт китайской медицины, является труд фармаколога ХVI в. Ли Шичженя «Бен-Цао-Ган-Му» («‘Основы фармакологии»). В этом произведении приведено 1982 лекарственных средства в основном растительного происхождения. Ученый описал растения, способы и время их сбора, методы приготовления и употребления полученных препаратов. Им, по:видимому, одним из первых описано фитонцидное действие ряда растений, в частности лука и чеснока.

В Китае значительно раньше, чем в других странах, врачи использовали лакричный корень, эфедру, пустырник, солодку, шлемник, кровохлебку, ревень, спаржу, астрагал, корицу, камфору, имбирь, мускус, корку мандарина, лимонник китайский. Известный сей час всему миру женьшень применялся здесь еще за две тысячи лет до нашей эры. Считается, что из китайской фитотерапии большое количество лекарственных растений заимствовано врачами других стран. Особенностью медицины Китая являлось положение о терапии, согласно которому лекарства лечат не болезни, а симптомы, т.е. признаки заболевания, наблюдающиеся у человека. Поэтому состав лекарства должен соответствовать проявлениям болезни. Симптомов любого заболевания, как правило, много, следовательно, состав препаратов сложный, достигающий иногда несколько десятков исходных продуктов. Отсюда становится попятной крайняя многокомпонентностъ рецептов широко распространенных в китайской медицине настоев и отваров из лекарственных трав. В настоящее время в Китае известно 5 тысяч лекарственных растений, применяемых научной и традиционной медициной. В действующей фармакопее страны описано 647 наименований неочищенных лекарств растительного происхождения.

Древняя мудрость и таинства индийской медицины привлекают внимание людей всего мира. Слава об индийских врачевателях распространилась далеко за пределами страны. Индийская медицина почти не заимствовала растений из других стран, располагая богатейшей собственной лекарственой флорой. В то же время лекарственное растительное сырье вывозилось изэтой страны еще в древности. Древнейшей медицинской книгой Индии, составленной задолго до нашей эры, является «Аюрведа» («Аюведа», или «Яджур-веда») , что переводится как «Наука о жизни», или «Учение о долгой жизни». Книга несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известными памятниками аюрведической литературы являются «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита». Первая книга, написанная врачом Чарака, предположительно относится к 1 в. н.э. и посвящена лечению внутренних болезней. В ней приводятся более 600 лекарственных средств, из которых 500 — растительного происхождения. Вторая, составленная Сушрутом, является в основном трактатом о хирургии, в котором описано более 300 операций и свыше 120 медицинских инструментов. Тем не менее из приведеиных им свыше 650 лекарственных средств большинство являются растительными.

Индийские медики еще в древности использовали растения, лекарственные свойства которых стали известны в Европе много позднее. Тысячелетиями, например, они при меняли для лечения проказы чаульмугровое масло, введенное в медицинскую практику других стран только в нашем веке, использовали раувольфию, препараты из которой (раунатин, раувазан) сейчас являются одними из самых эффективных средств при лечении заболеваний, сопровождающихся стойким повышением артериального давления крови. Активное использование местных растительных лекарственных средств и в наше время является характерной чертой Индийской медицины. Кроме того, препараты из этих растений широко экспортируются в различные страны мира. В Средней Азии учение о лекарственных растениях получило распространение в эпоху расцвета медицины и фармации в странах Арабского халифата (IХ — ХI вв. н. э.) Крупнейшим ученым-медиком этого периода явился Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980 — 1037 гг.), известный в Европе как Авиценна.

Ибн Сина описал 811 лекарственных средств, из которых 612 растительного происхождения. Значительная их часть несправедливо забыта, а более 150 входят в арсенал современных. Ибн Сина одним из первых ввел в медицинскую практику александрийский лист, ревень и камфару, начав применять их при инфекционных заболеваниях. Он был также инициатором широкого использования обезболивающих и успокаивающих средств, таких, как опий, белена, вино с примесью меда, сабура, алоэ. Основным научным трудом Ибн Сины является трактат «Китаб ал-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), написанный в 20-х гг. ХI в. это одна из первых и значительных работ по фитотерапии, в которой дано обоснование применению лекарственных растений в медицине. Книга эта в эпоху средневековья являлась наряду с трудами Гиппократа, Диоскорида и Галена одним из основных источников медицинских знаний. Канон состоит из 5 книг. Вопросы лекарствоведения сосредоточены в основном во второй и пятой: «Китаб-ул-адвият-ил-калбия» («Книга сердечных средств») и «Китаб-ул-шифа» («Книга исцеления»). В трактате описано 393 вида лекарственных растений, часть из которых индийского и китайского происхождения, а 368 произрастают в диком виде или культивируются в настоящее время на территории нашей страны. В основном это растения из семейства лютиковых, крестоцветных, бобовых, розоцветных, зонтичных и др. Во многих случаях взгляды Ибн Сины и современной науки на использование того или иного растения весьма схожи.

Рекомендуем:  Целебные вещества растений

Так, листья подорожника Ибн Сина употреблял как эффективное ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство, а также при воспалении глаз, опухолях, хронических и злокачествениых язвах, заболеваниях печени и почек. В научной медицине препараты подорожника применятся при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах, ранах и т. д. Препараты зверобоя Ибн Сина рекомендовал для заживления ран, при воспалении седалищного нерва и злокачественных язвах. Сейчас они показавы при язвах, фурункулах, гнойных воспалительных процессах кожи и острых насморках, колитах и почечнокаменной болезни. Листья крапивы Ибн Сина использовал как кровоостанавливающее и слабительное средство. В научной медицине ее ирепараты назначают внутрь как кровоостанавливающее средство при легочных, маточных, почечных и кишечных кровотечениях, наружно — при хронических язвах. Авиценна применял в практике не только дикорастущие, но и культивируемые для пищевых целей растения. Так, в Каноне он пишет: «Луковый сок полезен при загрязненных ранах… Выжатый сок съедобного лука помогает от влаги, спускающейся в глаз, проясняет зрение, с медом полезен от бельма. Луковый сок с медом помогает от ангины».

Практические рекомендации Ибн Сина давал по правилам сбора лекарственных растений: «Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются, и во всяком случае раньше, чем они начнут опадать и осыпатъся… Цветки следует собирать после полного раскрытия, но до увядания и осыпания… Растения же, которые берут целиком, надо собирать, пока они в полном соку, и прежде, чем в них созреют семена. Чем меньше сморщились корни и завяли стебли, чем жирнее и полнее семена, чем плотнее плоды — тем лучше». Таким образом, Ибн Сина был, по-видимому, одним из первых, кто обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года и состояния зрелости. Ведь именно от этого зависит время сбора и заготовки того или иного растительного сырья.

Для пригoтовления жидких лекарственных форм из растений (настои, отвары, чаи) Ибн Сина впервые применяет «очищенную воду», полученную методом дистилляции. В его Каноне описывается также метод получения лекарственных масел путем перегонки соков растений. Тем не менее, будучи сторонником натуральных продуктов, он выступает за широкое использование лекарственных сиоропов и различных соков, особенно из плодов айвы и мака с добавлением сока полыни. Наблюдения и рекомендация Авиценны легли в основу такой науки в цикле медицинских знаний, как фармакодинамика. Он рекомендовал не останавливаться на одном лекарственном средстве, а менять их, поскольку «привыкнувший к одному лекарству — не испытывает его действия». Роль, которую отводил Ибн Сина фитотерапии в лечебной практике, видна из его знаменитого высказывания: «Три оружия есть у врача: слово, растение, нож».

В тесной связи и на основе индийской сложилась широко известная тибетская медицина. Она испытала на себе влияние китайской и арабской фармакологии и терапии. Исторически тибетская медицина развивалась на территории не только Тибета, но и Монголии, забайкальских земель России. Первой тибетской книгой по медицине явился перевод с санскрита индийской «Аюрведы», сделанный в VIII в. в Кашмире. В ХI в. этот трактат был глубоко переработан тибетским врачом и ученым Ютогба Йондангонбо младшим и получил название «Джу-джи» («Жуд ши», или «Чжуд-ши»). В литературе дается различный перевод этого названия на русский язык: «Сущность целебного», «Четыре основы», «Тайное восьмичленное учение тибетской медицины». «Джу-джи» явилось основным руководством по медицине Тибета. В этой книге описаны лекарственные растительные средства в основном индийского происхождения, однако есть и новые, чисто тибетские.

В связи с труднодоступностью индийского и китайского сырья тибетские эмчи, или ламы-лекари, т.е. ламы, имеющие медицинское образование, стали искать заменители в собственной флоре. Отсюда обогащение арсенала лекарств растительного происхождения, некоторая самостоятельность местной медицины. Из тибетской медицины к нам пришли препараты из термопсиса ланцетного, шлемника байкальского, кровохлебки лекарственной, бадана толстолистного и других растений. Наибольшую популярность в качестве учебного пособия, используемого в медицинских школах при дацанах (буддийских монастырях), получил трактат «Вайдурьяонбо» (»Голубой лазурик») . В этом труде, написанном в 1687 — 1688 гг, Дэсридом Санчжай-чжамцо, были прокомментированы краткие тексты «Джу-джи». К книге был приложен уникальный атлас из 77 картин-плакатов с 6олее чем 10 тысячами изображений. На 10 плакатах помещены рисунки лекарственных — растений. Главы, посвященные лекарствам, написаны широко известным в то время врачом Данцзан-пунцоком. Он же в 1723 г. написал учебник по фармакологии «Шэлпхрэнг» («Стеклянные четки»), дополняющий «Вайдурья-онбо». В книге даны названия растений на разных языках, описано много тибетских лекарственных средств и заменителей привозного сырья.

Рекомендуем:  Охрана лекарственных растений

Анализ текстов медицинских трактатов и рисунков атласа показывает хорошее знание тибетскими врачами лекарственных растений. Ламы-лекари во флоре Забайкалья нашли заменители для большей части чисто тибетских, индийских и китайских растений. Список таких эффективных трав-заменителей из практики эмчи насчитывает около 800 видов. Часть их эффективно используется в настоящее время, но многие еще не названы и ждут своего второго открытия.

История развития фитотерапии в Западной Европе неотделима от имени Гиппократа (460 — 377 гг. до н. э.). Врач Древней Греции, родоначальник современной научной медицины, крупнейший мыслитель, он оставил первое дошедшее до нас сочинение, в котором приведено научное обоснование применения лекарственных растений. В Гиппократском сборнике — собрании сочинений древнегреческих врачей — описано 236 растений, широко применявшихся тогда в медицине. Отражая состояние греческой философии своего времени, Гиппократ подходил к больному как к единому целому, части единой природы. Он считал, что лекарственные вещества содержатся в природных продуктах в оптимальном сочетании и поэтому лекарственные растения оказывают лучшее действие на человеческий организм в необработанном виде или в виде натуральных соков. «Гениальный наблюдатель человеческих существ», как назвал его И. П. Павлов, внимательно изучал народную медицину и говорил, что «не следует краснеть, заимствуя у народа средства, служащие к его исцелению». Своеобразной квинтэссенцией отношения Гиппократа к человеку, определявшей и подход к использованию растений, явился его завет всем поколениям медиков: «Non посеге» («Не вредить»). Этот девиз исходя из философии Гиппократа, по-видимому, нужно рассматривать шире — не вредить не только больному, но и природе, которая его исцелит.

Приоритет создания первой медицинской энциклопедии, или лечебника, принадлежит древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.). В восьми книгах «О медицине» он обобщил всю медицинскую литературу от «Аюрведы» Сушрута до работ Асклепиада. В своем труде Цельс одним из первых описал методику использования при различных заболеваниях подорожника, мака, тмина, винной ягоды, камеди растений. Крупный вклад в учение о лекарственных растениях внес знаменитый греческий врач I в. н. э. Диоскорид. Справедливо Считающийся отцом европейской фармакогнозии, он в своем труде «Materia mеdiса» («Лекарственные вещества») обобщил все, что было известно в его время о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Более 500 видов лекарственных растений с подробным описанием, рисунками и указаниями к применению привел Диоскорид в своем сочинении. Им широко рекомендовались не только дикорастущие, но и сельскохозяйственные растения. Например, легко сваренная капуста применялась им как послабляющее, а долго варенная — как закрепляющее средство. Капуста слыла у древних греков и римлян очень эффективным лекарственным растением. Считалось, что она может излечить бессоницу, успокоить головную боль и избавить от глухоты.

Классиком античной медицины стал живший 129-201 гг, н. э. древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален. Его перу принадлежат многие сочинения, по которым учились десятки поколений врачей Европы почти до XIX в. Гален описал и применял 304 лекарственных средств растительного происхождения, однако его взгляды на растения принципиально расходилась с воззрениями Гиппократа. Гален считал, что в растительном сырье наряду с полезными веществами содержатся ненужные, а порой и вредные. Следовательно, необходимо извлечь полезные соединения растений и отбросить балластные, что он и пытается делать, вводя в практику настои, настойки и отвары. Гален обобщил известные до него способы обработки лекарственного сырья и разработал новые способы пригoтовления настоек и экстрактов, применяемых и поныне. В память о Галене Парацельс назвал приготовленные по его методикам лекарства «галеновыми препаратами». Они популярны и сейчас и составляют десятки названий, включенных в официнальные списки.

 

Читать продолжение статьи…

Оцените статью: 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Карта сайта - Пользовательское соглашение- Контакты
Никакая информация, размещенная на сайте www.trawka.ru, не может рассматриваться как рекомендация пациентам по диагностированию и лечению каких-либо заболеваний и не может служить заменой консультации с врачом. Ничто в размещенной на сайте информации не должно быть истолковано как призыв неспециалистам самостоятельно приобретать или использовать описываемые препараты, методы и пр., не может быть использовано для принятия решения об изменении порядка и режима применения препаратов, рекомендованных лечащим врачом.